Безопасность жизнедеятельности
Серия видеороликов "ГАИ информирует"
Памятка «Профилактика экстремизма в подростковой среде»
Молодежь является зеркалом любого общества
‼️ Не допустите трагедий, поговорите с ребятами о безопасности. Расскажите им о том, что:
Нельзя
⏺Купаться без присмотра взрослых;
⏺Баловаться на воде, прыгать с причалов, берегов;
⏺Подавать ложные сигналы о помощи;
⏺Плавать на надувных матрацах и автокамерах;
⏺Цепляться за лодки и сидеть на их борту;
⏺Нырять в незнакомых местах;
⏺Заплывать за буйки;
⏺Купаться на необорудованных пляжах
‼️Соблюдай правила сами! Исключите отдых на воде в состоянии алкогольного опьянения.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
⏺Купайтесь утром или вечером
⏺Заходите в воду постепенно
⏺Плавайте вдоль берега или по направлению к нему
ВАЖНО:
⏺Купайтесь в специально отведенных местах, которые можно найти на нашей карте (https://yandex.by/maps/?ll=27.901843%2C54.402579&mode=usermaps&source=constructorLink&um=constructor%3A661ebadb8d3bee83aede386cfadef6beca6b4246c8e6d15ae24c8807aaaa465e&z=6)!
Последствия выжигания сухой растительности
С наступлением весны начинается пожароопасный период, так как люди начинают наводить порядок вокруг домов, сжигая мусор
и прошлогоднюю траву. Каждый год спасатели продолжают выезжать на сотни, а то и тысячи пожаров, связанных с сезонным палом.
В 2022 году в республике произошло 7990 пожаров в природных экосистемах, погибли 17 человек. Из них 7 258 случаев горения травы и кустарников на площади 1829,1 га. Основными причинами возгораний традиционно являются неосторожное обращение с огнем, выжигание сухой растительности, т.е. человеческий фактор.
С начала 2023 года зарегистрировано 46 загораний сухой растительности на общей площади 12,339 га. В Волковысском районе с начала года зарегистрировано 3 загорания сухой растительности и 7 случаев горения мусора.
Большинство трагедий происходит, когда при сжигании мусора люди используют легковоспламеняющиеся жидкости.
1 октября в Новогрудском районе Гродненской области 42-летний мужчина не заметил среди собранного мусора бутылку с жидкостью.
Он поднес спичку, чтобы развести костер, но произошла вспышка паров. Мужчина получил ожоги различной степени тяжести.
Жительница д. Новые Рудковичи Новогрудского района решила развести костер при помощи бензина. Плеснув легковоспламеняющейся жидкости на собранный мусор, сельчанка поднесла спичку. Произошла вспышка паров газовоздушной смеси, из-за чего на женщине воспламенилась одежда. Пострадавшая получила ожоги и была госпитализирована в учреждение здравоохранения.
Закономерность таких пожаров в том, что люди намеренно сжигают сухую траву и мусор, не задумываясь о последствиях. Их желание таким образом навести порядок на своем участке чаще всего несет только разрушения и материальные потери. Разбушевавшееся пламя трудно остановить, а пострадать может не только имущество, но и сам поджигатель.
Многие даже не подозревают, какой вред наносят окружающей среде, пытаясь с помощью огня убрать прошлогоднюю траву. Травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреную погоду. Огонь раздувается мгновенно, его очень сложно удержать и остановить. Сжигание мусора на приусадебном участке или просто вблизи строений может запросто стать причиной возгорания и нанести ущерб, а то
и полностью уничтожить постройки
Известны случаи, когда на глазах виновников огонь перекидывался на жилые дома, постройки и сараи.
Один из случаев произошел в марте в д. Руда Липичанская Мостовского района Гродненской области. 26 числа около 16 часов хозяева одного из домов решили навести порядок на своей земле. В одну большую кучу было собрано все скопившееся «добро». Чиркнула спичка и все пошло
не по плану. Сильный ветер в считанные секунды разнес пламя на десятки метров, тут же схватилась сухая трава. Хозяева позвонили в МЧС только когда огонь уже «пожирал» постройки. Чтобы унять пламя, спасателям потребовалось более двух часов, десять пожарных расчетов, также были задействованы работники лесхоза и местного сельхозпредприятия на спецтехнике. Пожаром были уничтожены
2 жилых дома, 3 нежилых дома и 17 хозпостроек.
4 октября житель г. Щучина благоустраивал территорию возле частного дома. Он собрал ветки, мусор и поджег их. Порывистый ветер стал разносить искры. Огонь перебросился на сарай. Мужчина позвонил
в МЧС. Спасатели потушили огонь и не дали ему распространиться на дом и другие постройки. В результате пожара уничтожены кровля и перекрытие, повреждены стены и имущество внутри хозяйственной постройки.
Порядок наводят не только на личных подворьях, но и на придорожных территориях. В результате таких «генеральных уборок» иногда страдает припаркованный поблизости транспорт. При порывистом ветре огонь распространяется очень быстро, ликвидировать его непросто.
В Беларуси выжигание сухой растительности запрещено законом. Согласно статье 16.40 Кодекса об административных правонарушениях
за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
В соответствии со статьей 16.41 за разведение костров в запрещенных местах предусмотрено наложение штрафа до 12 базовых величин.
В случае причинения ущерба в особо крупном размере наступает уголовная ответственность.
При выборе способа утилизации мусора лучше отдавать приоритет безопасным. Если вы все же решили развести костер у себя на подворье, то не стоит пренебрегать простыми мерами предосторожности. Делать это нужно только в безветренную погоду. Костры лучше разводить вдалеке от зданий, леса или скирд соломы.
Основные правила при разведении костров, сжигании мусора:
разводить костры следует при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления;
место для разведения костров должно быть очищено от горючих веществ и материалов, сухой растительности;
в доступности необходимо иметь емкость с водой, песком или огнетушитель, чтобы быстро потушить пламя;
процесс горения должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы;
уходя, необходимо затушить угли до полного прекращения тления.
Не допускается:
выжигание сухой растительности, стерни;
разведение костров на торфяных грунтах, под кронами деревьев;
использование для разжигания костров и угля легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением жидкостей, специально предназначенных для розжига).
Еще одна весенняя «проблема» – любители отдыха на природе. Отправляясь на «шашлыки», народ выбирает живописные места.
Но, уезжая, люди забывают потушить костер, оставляют битое стекло, бросают в траву окурки. А ведь любой занесенный извне источник, например, небрежно брошенный окурок на поле с сухой травой, провоцирует возгорания на значительных площадях. Порывами ветра огонь разносится на большие расстояния, сжигая все на своем пути.
Чтобы отдых на природе был действительно безопасным:
мангал или гриль используйте только при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления;
при разжигании не используйте горючие жидкости;
не оставляйте в местах отдыха непотушенные костры, спички, окурки, стеклянные бутылки (на солнце они работают как увеличительные стекла, фокусируют солнечный свет и поджигают траву).
Не проходите мимо горящей травы! При невозможности потушить пожар своими силами сообщайте о возгораниях в МЧС по номеру 101
или 112.
Наглядные материалы (листовки, буклеты):
✓ Листовка о местах, где курение запрещено;
✓ Буклет «Электронные сигареты»;
✓ Листовка «Сигареты женскими не бывают»;
✓ Листовка «Каждая сигарета убивает тебя»;
✓ Плакат «Отравление планеты»;
Видеоролики по теме:
✓ А знаете ли вы, что...(курение как фактор риска);
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ
1. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире.
2. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
3. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.
4. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр и т.д.).
5. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.
6. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично.
7. Нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
8. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.
Основные правила для школьников младших классов
Вы должны это знать
1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
2. Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
5. Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
6. Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Основные правила для школьников средних классов
Вы должны это знать
1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите посторонним людям.
2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.
3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
5. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Основные правила для школьников старших классов
Вы должны это знать
1. Нежелательно размещать персональную информацию в интернете.
2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и личные фотографии.
3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
4. Не отвечайте на спам (нежелательную электронную почту).
5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ по вопросам безопасности дорожного движения
1. http://mvd.gov.by - сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в разделе УГАИ МВД «Социальная реклама» размещены профилактические видеоролики, видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.
2. http://mir.pravo.by - детский правовой сайт.
На сайте в разделе «Азбука дорожной безопасности» размещены ПДД и дорожные знаки для детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, обучающие видеофильмы.
3. http://ish.adrive.by - на сайте размещены интерактивные ПДД, тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и уголок безопасности.
4. http://pdd.by - на портале размещены уникальные задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД», информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения ПДД.
5. http://www.dddgazeta.ru/ - интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства».
На сайте можно найти много полезной информации по профилактике ДДТТ, сказки по ПДД и методические разработки. На страницах газеты для детей открыта «школа безопасности», ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию.
Комиссия по противодействию коррупции
МЧС - родителям и педагогам перейти
Мультимедийные материалы по ОБЖ перейти
Сборник методических материалов МЧС по проведению пропагандистских акций перейти
ФЛИКЕР – ТВОЙ ДОРОЖНЫЙ ТАЛИСМАН
Почти полсотни человек погибли под колесами машин с начала этого года. Поэтому в течение двух недель сотрудники ГАИ во время рейдов напомнят пешеходам о правилах и требованиях к участникам дорожного движения. Как не стать жертвой аварии и защитить себя от наезда.
Нарушителей-пешеходов значительно больше, чем нерадивых водителей. Однако зафиксировать все нарушения, разумеется, нереально. С этими участниками дорожного движения две возможности встретиться: во время вот таких рейдовых мероприятий или непосредственно на месте аварий.
Согласно правилам дорожного движения, пешеход, который вышел на проезжую часть после того как солнце спряталось за горизонт, должен обозначить себя светоотражающими элементами — иначе говоря, фликерами.
Однако, как говорят, незнание не избавляет от наказания. За нарушение правил дорожного движения можно получить как предупреждение, так и штраф. От 1 до 10 базовых величин.
Отсутствие этих маленьких «светлячков» с начала года привело к шестистам сорока авариям в области, в которых погибли 130 пешеходов. С целью предупреждения таких ДТП и популяризации использования светоотражающих элементов в период, когда световые сутки становятся короткими, ГАИ проводит акцию «Стань заметней».
Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечен именно в осенне-зимний период. Поэтому в это время всем участникам дорожного движения необходимо быть особенно внимательными. К тому же сегодня фликер стоит не более 10 000, а жизнь не имеет цены.
В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь №551 от 28 ноября 2005 г. (пункт 17.1), закреплено следующее:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
Светоотражающие элементы должны располагаться:
· подвески лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы светоотражатели свисали на уровне бедра. Нарукавные повязки и браслеты не должны быть закрыты при движении. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных или вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды;
· значки могут располагаться на одежде в любом месте;
· сумочку, портфель или рюкзак, с прикрепленными фликерами, лучше носить в правой руке, а не за спиной;
· наиболее надежный вариант для родителей — нанести на одежду детей световозвращающие термоаппликации или наклейки;
· в городе при пересечении проезжей части в темноте рекомендуется иметь световозвращатели слева и справа.
В соответствии со ст.18.23 КоАП Республики Беларусь за нарушение пешеходами правил дорожного движения, в частности, при движении по краю проезжей части в темное время суток без светоотражателя, предусмотрено предупреждение либо штраф от 0,1 до 0,5 базовой величины; за то же нарушение в состоянии алкогольного опьянения — от 1 до 3 базовых величин; за нарушение, повлекшее ДТП (а также оставление места ДТП), — штраф от 4 до 20 базовых величин.
Кроме сотрудника ГАИ привлечь пешехода к административной ответственности может участковый инспектор милиции.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛЬДУ»
Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд — очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо ознакомиться с правилами поведения на льду.
Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5—6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд — в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод.
Переходить водоемы по льду следует в местах оборудованных переправ. При их отсутствии до начала движения по льду необходимо убедиться в его прочности. Прочность льда проверяется пешней или колом. Если после первого удара лед пробивается и на нем появляется вода, следует немедленно остановиться и двигаться обратно по своим следам, при этом первые шаги надо делать не отрывая подошвы ото льда. Проверять прочность льда ударами ног запрещается.
При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за его поверхностью, обходить опасные и подозрительные места: впадение ручьев, выход грунтовых вод и родников, сброс промышленных и сточных вод, вмерзшие кусты осоки, травы, выколки льда. Не рекомендуется выходить на лед в пургу и темное время суток.
Если вы передвигаетесь по льду на лыжах, выньте руки из петель палок. Идущий впереди лыжник должен проверять прочность льда ударами лыжных палок. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину.
Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным. Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Устройство катков на водоемах (реках, озерах, водохранилищах, прудах) разрешается на мелководье, в местах отсутствия быстрого течения после тщательной проверки прочности и толщины льда (не менее 10–12 сантиметров). Массовые катания разрешаются при толщине льда не менее 25 сантиметров.
Ни в коем случае не ходите весной по льду, особенно под мостами, вблизи поворотов реки и возле берега.
Помните, что весной по утрам лёд ещё крепкий, однако днём под него можно провалиться.
Если при передвижении по ледяной поверхности вы увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад, но ни в коем случае не бегите. Идите скользящим шагом, не отрывая ступней ото льда. Если лёд очень тонкий и трещит под ногами, перемещайтесь ползком.
Не вставайте на отколовшиеся от общей поверхности льдины, так как они могут перевернуться, и вы провалитесь под лёд.
Если человек провалился под лёд
Провалившись под лед, следует действовать быстро и решительно: бросить в сторону берега закрепленный на поясе линь и без резких движений стараться выбраться на прочный лед, а затем, лежа на животе или спине, продвигаться в сторону берега, одновременно призывая о помощи.
Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком, если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.
К кромке льда не приближайтесь ни в коем случае!
Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды — лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.
Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью. Если вы обнаружили, что пострадавший обморозил какую-либо часть тела, действуйте согласно правилам, описанным выше.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МЕР ОСТОРОЖНОСТИ - ЗАЛОГ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
<< ОСТРОЖНО, ЛЁД!»
С приходом зимы и наступлением холодов на водоемах наблюдается становление ледового покрова. В это время выходить на его поверхность крайне опасно.
Однако, каждый год многие люди пренебрегаю мерами предосторожности и выходят на тонкий лёд, тем самым подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Безопасным для одного человека считается лёд толщиной не менее 7см, пешие переправы считаются безопасными при толщине 15 см и более. Толщина льда на водоеме не везде одинакова, в устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей, вблизи произрастания водной растительности. Чрезвычайно ненадежен лёд под снегом и сугробами. Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный; белого – прочность его в 2 раза меньше; серый, матово – белый или с желтоватым оттенком – лёд ненадёжен.
Во избежание трагических случаев предупреждаем:
1. Соблюдайте элементарные правила безопасности на льду, помните, безопасным лёд считается при толщине не менее12 см.
2. Запрещается ходить по льду под мостами, рядом с любыми водными сооружениями, в местах впадения в водоем ручьев и рек.
3. Ни в коем случае нельзя допускать выхода детей на лёд.
Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников
Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.
Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка
Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа, и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.
1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.
4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.
Как распознать нарушение осанки
Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.
Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте, и вовремя принять меры необходимо осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.
Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:
1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.
2. Кругловогнутая спина. Увеличение всех изгибов позвоночника.
3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.
4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.
5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.
Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка, могут дополняться еще и вторичными признаками:
1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.
2. Уплощение лопаток.
3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.
4. Колени, расходящиеся в стороны.
Нарушения осанки в фронтальной плоскости характеризуются несимметричностью половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:
1. Ноги разной длины.
2. Плечи располагаются на разном уровне.
3. Талия на одном боку отличается от другого бока.
4. Голова самопроизвольно склонена на бок.
5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.
Как предотвратить нарушение осанки у школьников
Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:
1. Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.
2. Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.
3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.
4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.
5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.
Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.
Некоторые упражнения для исправления осанки:
1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
5. Вращательные движения руками в разные стороны в положении стоя.
6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.
Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.
Мероприятия недели здорового образа жизни
В рамках Недели здорового образа жизни в 8 классе прошел классный час «Спорт – альтарнатива пагубным привычкам». На классном часу шел разговор о том, как спорт помогает избавиться от вредных привычек.
11 апреля в рамках Недели здорового образа жизни и в рамках профилактической акции «Дом без насилия» для учащихся 9-11 классов (девочек), в учреждении образования прошла встреча с врачом – гинекологом Лузоновой Евгенией Олеговной. Тема выступления «Репродуктивной здоровье подростка. Последствие ведения ранней половой жизни».