Профориентация

Семинар «Системно-деятельностный подход к организации профориентации в учреждениии образования»


Целевая подготовка


Официальные сайты о выборе профессии

  • Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by;

  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

  • Национального института образования: www.аdu.by;

  • Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

  • Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

  • Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

  • Республиканский институт высшей школы: www.rikz.unibel.by;www

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

Сайт в помощь выбора професии - https://kudapostupat.by 

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь  

http://ripo.unibel.by/map/

 

 

 

 

________

 

Как стать военным
финансистом


 


Информация о военном образовании

в Республике Беларусь


 


 

Рекомендации классному руководителю средних классов по профессиональной ориентации

          Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя по профориентации в средних классах

Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией профпросвещения и профессиографических встреч является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

          Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многооубразии профессионального труда.

          Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.

          Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям из детских домов, детям-инвалидам, учащимся младших классов и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся делятся на две команды, которые проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (в каком-то районе, проживающих на какой-то улице и т.д.). Все данные заносятся в журнал «308». По результатам собранных материалов проводится классное собрание и формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по починке мебели в детских садиках, по очистке лесопарковой зоны, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.

          Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.

          Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.

          Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.


Встреча с сотрудником МВД

06.02 2023 года с выпускниками школы проведена профориентационная работа с представителями исправительного учреждения открытого типа МВД по Гродненской области, Трофимовым Виктором Николаевичем


День открытых дверей ГрГУ им. Янки Купалы

День открытых дверей ГрГУ им. Янки Купалы

23 марта 2024 года обучающиеся ГУО "Средняя школа № 2 г.Волковыска" приняли участие в дне открытых дверей в УО "Гродненский университет им.Янки Купалы".

    

   

Встреча с Журавлем Андреем Михайловичем, курсовым офицером ВФ в УО "БГАА"

Встреча с Журавлем Андреем Михайловичем, курсовым офицером ВФ в УО

22 марта 2024 года для учащихся XI класса была организована встреча с Журавлем Андреем Михайловичем, курсовым офицером ВФ в УО "БГАА", который рассказал о поступлении в академию.

    

Волковысский аграрный колледж

Профориентационная суббота. Волковысский аграрный колледж

          В рамках профориентационной субботы 20.01.2024 учащиеся 9 класса приняли участие в мероприятиях, которые прошли на базе  учреждения образования «Волковысский государственный аграрный колледж».

 

Служить закону, своему народу и отечеству

 
Служить закону, своему народу и отечеству

 

Под таким названием прошла встреча учащихся 11 класса с майорам  внутренней службы, старшим инспектором отделения по идеологической работе и кадровому обеспечению  исправительного учреждения «Исправительная колония №11 г.Волковыска» Курбатом Владимиром Сергеевичем, который рассказал выпускникам о поступлении на уголовно – исправительный факультет Академии МВД Республики Беларусь.

В конце встречи Владимир Сергеевич сказал: «Поступление в академию МВД – это верное решение!»


Педагогический  педсовет на тему  «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

 
Педагогический  педсовет на тему  «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

28 декабря в учреждении образования  в рамках реализации годового плана и реализации годовых задач прошел педагогический  педсовет на тему  «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

Педагоги отметили актуальность данной проблемы, обсудили задачи профориентационной работы. Заслушали выступление  заместителя директора по воспитательной работе Козел А.С. и педагогов учреждения образования.

Вторая часть педагогического совета работали в практическом блоке.   Педагоги участвовали в уроке – игре «Я и мир профессий», который провела педагог – психолог Хомутовская Н.В.   А также участникам педсовета был представлен методический продукт: альбом «Профессии моих родителей», буклета «Правила выбор профессии», презентация «Профессии XXI века».

Педагогический совет прошел в теплой и благоприятной обстановке и завершился обсуждением и принятием решений.

Материалы педсовета:

Презентация "Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации"

Презентация "Я и мир профессий"

Буклет "Выбор профессии для выпускников школы"

    

      

Участие в «Ярмарке целевой подготовки»

Участие в «Ярмарке целевой подготовки»

21 декабря 2023 года обучающиеся 11 класса приняли участие в мероприятиях «Ярмарки целевой подготовки», по которым организация – заказчик кадров рассматривает возможность заключения целевого договора с выпускниками учреждений общего среднего образования.
        Перед учащимися выступили представители образования, здравоохранения, сельского хозяйства ОАО «Красносельскстройматериалы, Волковысского государственного аграрного колледж.

   


День открытых дверей в РОВД г.Волковыска

День открытых дверей в РОВД г.Волковыска

18 октября 2023 года учащиеся 11 класса приняли участие в Дне открытых дверей в РОВД г.Волковыска.  Сотрудники РОВД интересно и наглядно разъяснили выпускникам пути получения юридического образования в учреждениях МВД нашей страны.

Показ видеороликов о Могилевском институте МВД Республики Беларусь и Академии МВД сопровождался оживленным и предметным обсуждением важных моментов.

Ребятам доступно было рассказано о правилах приёма в данные ВУЗы и преимуществах профессии.

    

                                                          Наталья Хомутовская, педагог – психолог


Профориентация с первых уст

 
Профориентация с первых уст

 

 

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у учащихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием.

11 октября 2023 года учреждение образования с профориентационной беседой посетила Мартинчик Татьяна Николаевна, представитель УО «Гродненский аграрный университет». Будущие выпускники   услышали о разных профессиях, которые смогут получить в университете.

13 октября 2023 года прошла профориентационная встреча с начальником инспекции по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности УВД администрации Партизанского района г.Минска майором милиции Юсько Дмитрием Ивановичем. 

Дмитрий Иванович   рассказал учащимся о правилах приёма в Академию МВД. Ребята узнали о специфике обучения, социальных гарантиях.

    


Встреча с представителем "ИК № 11 г.Волковыска"

Встреча с  представителем

Профориентационные встречи- важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению обучающихся. Встречи с людьми различных профессий помогают обучающимся сориентироваться в мире профессий и правильно выбрать дальнейший путь обучения после  окончания  школы.

          4 октября 2023 года в рамках профориентационной работы для  учащихся 11 класса была организована встреча с  начальником отделения идеологической и кадрового обеспечения майором внутренней службы  исправительного учреждения «Исправительная колония №11 г.Волковыска» Щиликом Виталием Станиславовичем.

    

 


Дискуссия   по профориентации «Профессионал. Кто он?»

Мир профессий огромен, он  насчитывает более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Очень важно помочь подростку определить оптимальные пути выбора профессии. С этой целью в рамках Недели профориентации 17 апреля 2023 года в 7 классе прошла дискуссия   по профориентации «Профессионал. Кто он?».

Какие бывают профессии? Кто такой современный профессионал? Что он должен знать и уметь? На эти и другие вопросы классный руководитель Колоколова Ю.С. и ребята искали ответы.  Кроме того, в ходе дискуссии ребята узнали о тех профессиях, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие несколько лет.

В рамках проекта шестого школьного дня 15 апреля 2023 года (День трудового воспитания и профессиональной ориентации) учащиеся 9 класса посетили УО «Скидельский государственный колледж», где участвовали в Дне открытых дверей «Зову в свою профессию». 

   

14 апреля 2023 года в 3 классе прошел открытый классный час по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».

    

Знакомство с профессиями

Перед каждым человеком, вступающим в самостоятельную, взрослую жизнь, неизбежно встаёт вопрос: кем быть? Ответить на него не так-то просто.

Сегодня в мире насчитывается множество профессий, какие-то уходят своими корнями в далёкое прошлое, а некоторые только-только делают первые шаги. Тем сложнее и ответственнее выбор. Конечно, родители играют огромную роль в выборе профессионального пути детей, но именно работа в школе расширяет расширяет кругозор подрастающего поколения.

Не случайно профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как неотъемлемую составляющую всей системы учебно-воспитательного работы, но ни в коем случае как сумму эпизодических мероприятий, связанных с выпуском старшеклассников из школы. Поэтому уже с начальных классов в нашей школе идёт формирование и развитие широких познавательных мотивов. Учащиеся знакомятся с миром профессий через предметные уроки, тематические классные часы, интересные встречи, экскурсии на производство и предприятия.
          Интересную экскурсию совершили учащиеся III - IV классов. Под руководством педагога, выполняющего функции классного руководителя Беляевой Н.А., они посетили БЕЛ- ОБСТ ИООО, производство фруктовых наполнителей для йогуртов, десертов, смузи, мороженого и напитков.

Ребятам рассказали, что предприятие занято выпуском натуральных фруктово-ягодных наполнителей. В первую очередь наполнители ориентированы на производителей молочной продукции в Беларуси и России, провели экскурсию по предприятию. Учащиеся смогли сами приготовить сладкий наполнитель из ягод.

Профориентация работа с учащимися IX класса проходит через факультативные занятия «Профессия моей мечты». С целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, педагогом – психологом учреждения образования проводятся групповые и индивидуальные консультации. Учащиеся посещают Дни открытых дверей,   предприятия города и области.
          Наше учреждение образования тесно сотрудничает с отделом государственной службы занятости управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского районного исполнительного комитета.
        9 февраля 2923 года обучающиеся IX класса вместе с педагогом, ыыполняющим функции классного руководителя Скитовой Е.М., при поддержке службы занятости организовали экскурсию в Волковысское  райпотребобщесто.

Перед учащимися выступил директор Плескач Виктор Станиславович и начальник отдела кадров Пилюк Валентина Романовна. Учащимся IX класса была предложена памятка «Выбираю профессию», рассказали об учреждениях образования Белкоопсоюза. Выступающие обратили внимание на то, что есть возможность обучения за счёт средств организаций потребительской кооперации с последующим гарантированным трудоустройством.

В заключении ребята посетили магазин «Родны кут», где им рассказали о профессии продавца.

 

Анна Козел, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа №2 г.Волковыска»


В рамках профориентационной работы 20.02.2023 года в учреждении образования прошла встреча с инспектором по профессиональной подготовке и спорту сектора идеологической работы и кадрового обеспечения Волковысского РОЧС Виталий Иосифович