Семинар «Системно-деятельностный подход к организации профориентации в учреждениии образования»
Семинар «Системно-деятельностный подход к организации профориентации в учреждениии образования»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию различных форм профориентационной работы и содействию профессиональному самоопределению учащихся.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
- Онлайн-регистрация участников. Дата: 19-20 декабря 2023 г.
Уважаемые коллеги, пройдите регистрацию по ссылке
- Ознакомление с теоретической частью
Содержание понятий «профориентация» и «профессиональное самоопределение» на современном этапе
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяют следующим образом сформулировать определение профориентации: профессиональная ориентация - многоаспектная, целостная система деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, выполняющие свои функциональные обязанности и задачи на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема - профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально-профессиональная адаптация;
Личностная подсистема - личность обучающегося рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т. е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т. е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношений к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информаций о процессах явлениях или состояниях системы профориентации, выработку программ действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентации школ является составной частью управления социально - экономическим развитием района, области, республики.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности является подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации педагог ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т. д.
Все эти цели достигаются в процессе реализации всех подсистем школьной профориентации. А особенное внимание следует уделить личностной подсистеме, где, как уже было сказано выше, личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Ведущие специалисты в области профессионально самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «миром других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом.
В любом случае профессиональное самоопределение предполагает формирование субъективного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умение ориентироваться на этом рынке и подстраиваться под тенденции его изменения. Очевидно, что профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения.
Прежде чем оказывать педагогу помощь в профессиональном и личностном самоопределении, необходимо изучить характерные особенности личности самих учащихся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Изучив характерные особенности личности учащихся, педагог разрабатывает и применяет на практике соответствующие специальные формы и методы работы для помощи в профессиональном и личностном самоопределении учащихся, что позволяет достигнуть высоких результатов в формировании не только их профессиональной позиции, но определить их жизненный путь.
Профориентационная работа проводится поэтапно, в тесной связи педагога с педагогом - психологом. На первом этапе профориентационной работы педагог – психолог проводит комплексное диагностическое обследования с помощью специальных методик, позволяющих определить:
- ценностные ориентации и установки;
- ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
- уровень сформированности представлений о профессии;
- уровень развития самооценки;
- способности, склонности и интересы;
- уровень развития профессиональной мотивации;
- личностные особенности;
- реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Диагностика ценностных ориентаций дает возможность получить представление о проблемах подростка, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа...»
Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем.
Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут подростку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном обществе.
Осознать свой выбор помогает психологическое консультирование. Оно стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека.
Важным методом профориентации является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные жизненные примеры.
В некоторых случаях подростку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.
Одной из основных форм работы педагога в рамках профессиональной ориентации является взаимодействие с семьей учащегося.
Родителей все большие и больше начинает волновать будущее их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования, поэтому оснований для укрепления взаимодействия педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.
В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).
- Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения учащихся на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы (на базе школы или в других местах), информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в школе и в данном классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместноесоставление планов мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями.
- Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные Центра занятости.
- Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов иколледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.
- Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей.
- Иногда рекомендуется поддерживать определенные контакты с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.
Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
Таким образом, педагог играет одну из основных ролей в профессиональной ориентации школьников; он «сопровождает» учащихся на протяжении всех лет обучения, поднимаясь вместе с ними по ступеням знаний; благодаря принципам и методам работы с учащимися по профессиональной ориентации, а так же взаимодействию и сотрудничеству с другими специалистами, педагог изучает, помогает, дает необходимые рекомендации всем учащимся, которые столкнулись с проблемой профессионального самоопределения; проводит профилактическую работу в рамках профессиональной ориентации школьников; организует среду, в которой ребята благополучно социализируются, реализуя себя как полноценную, успешную личность; ведет работу с родителями, которые начинают гораздо раньше самих школьников задумываться о дальнейшем профессиональном выборе своих детей.
Школьная профориентация осуществляется в три этапа:
1– й – пассивно–поисковый этап – охватывает период его обучения в 1 – 7 кл.
Педагогические цели:
Актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников.
2– й активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8 – 9 кл.
Педагогические цели:
Помочь подросткам сформировать личностные задачи самоопределения; Помочь самоопределиться в соответствии с личностными потребностями.
3–й этап профессионального самоопределения осуществляется после окончания основной школы в 10 – 11 кл.
Основные направления профориентационной деятельности:
- Просветительная работа— ее главная цель расширить знания уч-ся и родителей о профессиях.
- Педагогическая диагностика— проводится с целью выявить проблемы и вопросы, возникающие у уч-ся и родителей.
- Психодиагностика— проводится с целью изучения личностньтх особенностей уч-ся и оценки их профессиональных возможностей.
- Коррекционная работа— ее цель помочь избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих способностей и возможностей, определить путь их реализации.
Методы профориентационной работы:
I ступень общего среднего образования
Задачи:
- разъяснить учащимся общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость;
- знакомство с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона;
- привитие элементарных трудовых навыков;
- формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Методы :
- Игры на профессиональные сюжеты.
2. Занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей.
3. Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии
4. Дни открытых дверей.
5. Уроки труда и кружки технического и художественного творчества.
6. Экскурсии на предприятия и в организации (по возможности)
7. Классные часы.
8. Организация общественно - полезного труда.
Период обучения на II ступени общего среднего образования:
5-7 классы:
Задачи:
- формирование информационной основы выбора профессии;
- формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах;
- воспитание готовности к трудовой деятельности.
Методы:
- Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии.
2. Изучение состояния социально-производственной инфраструктуры региона.
3. Дни открытых дверей.
4. Кружки технического и художественного творчества (дополнительные).
5. Работа с родителями.
6. Изучение и мониторинг профнамерений учащихся. - Классные часы.
8-9 классы
Задачи:
- формирование способности к обобщенному способу анализа профессии;
- расширение знаний о мире профессионального труда;
- формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии;
- формирование умений и навыков оценивать себя и соотносить данные самооценки с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к специалистам;
- информирование школьников о средних специальных учебных заведениях.
Методы:
- Справочно-информационные групповые консультации.
2. Профессиональные пробы (Профессия швея, медицинская сестра, продавец и др.)
3. Разработка и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических технологий.
4. Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии.
5. Развивающие профориентационные консультации.
6. Формирующие профессиографические экскурсии.
7. Экскурсии.
8. Дни открытых дверей.
9. Сбор и обобщение материалов о потребности региона в кадрах.
10. Кружки технического и художественного творчества.
11. Изучение и мониторинг профнамерений.
12. Индивидуальная работа по корректировке программы самоподготовки к избираемой профессии.
13. Организация общественно полезного труда.
14. Профессиографические встречи и классные часы.
Период обучения на III ступени общего среднего образования
10-11 классы
Профессиональное самоопределение складывается из:
- осознания важности своевременного выбора профессии, социальных и личностных последствий этого шага;
- осознания единства, связи желательной социальной позиции в будущем и характера профессиональной деятельности;
- осознания особенностей своей личности и возможностей, которые представляют конкретная социальная ситуация развития и уровень образовательной подготовки;
- осознания путей подготовки и факторов, которые могут препятствовать получению избранной профессии;
- выработки адекватных представлений о различных аспектах профессиональной деятельности;
- активной практической подготовки к будущей профессиональной деятельности и учебе, а также проверки своих профессиональных интересов и способностей.
Задачи:
- формирование адекватного отношения к системе профессионального образования;
- более широкое знакомство с профессиями и требованиями;
- информирование старшеклассников о потребностях региона в кадрах, о возможностях трудоустройства, обучения и переобучения, об изменениях в правилах приема в учебные заведения.
Методы:
- Справочно-информационные групповые консультации.
2. Профессиональная проба.
3. Разработка и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических технологий.
4. Индивидуальная работа с учащимися по основам выбора профессии.
5. Развивающие профориентационные консультации.
6. Профессиоведение.
7. Дни открытых дверей.
8. Формирующие профориентационные консультации.
9. Учебный курс по основам выбора профессии.
10. Диагностическая профориентационная консультация.
11. Изучение степени профпригодности.
12. Профессиональная подготовка в системе профобразования.
13. Практика на производстве.
14. Экскурсии на предприятия и организации.
15. Индивидуальный профессиональный план.
16. Индивидуальная работа по корректировке программы самоподготовки к избираемой профессии.
17. Организация общественно - полезного производительного труда.
18. Допрофессиональная подготовка.
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации:
Классный руководитель
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, сузов;
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).
Социальный педагог:
- способствует формированию у обучающихся, группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог:
- проводит психолого-педагогическое консультирование;
- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Методы психологического изучения профессиональной деятельности объединяются в особый подход – профессиографию. Профессиография представляет собой описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности. Результатом профессиографирования являлась профессиограмма профессий – сводка социальноэкономических, технологических и психофизиологических знаний о профессии и организации труда, а также психограмма профессий, представляющая собой психологический «портрет» профессии, выраженный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
Наиболее известной в отечественной академической психологической литературе является профессиограмма профессий:
1) Человек – Живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2) Человек – Техника (и неживая природа). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: техник-механик, инженермеханик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3) Человек – Человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4) Человек – Знак. Предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа – это естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5) Человек – Художественный образ. Предметный мир представителей данного типа профессий - явления, факты художественного отображения действительности.
Профессии подразделяются не только по орудию труда, но и по цели труда, по условиям труда, а также по признаку основных средств труда. Такая подробная классификация предназначена для профориентационной работы.
Медицинский работник:
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
- Обобщение. Просмотрите видео «Профориентационная работа в школе» https://youtu.be/oUCIG_JTjo8
- Практическая часть
1) Ознакомьтесь с материалами сборника научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации» (https://moiro.by/files/00206/obj/110/133553/doc/Проф.%20ориентация%20и%20самоопределение%20учащихся%20сб.%20НПК.pdf)
2) Классные руководители 8-11 классов, ознакомьтесь с сайтом «Куда поступать» https://kudapostupat.by
- Рефлексия
Уважаемые коллеги, пройдите анкетирование по итогам изучения материала данного семинара по ссылке